Top.Mail.Ru

Средства физического воспитания — для чего нужно детям

Людям любого возраста необходима физическая активность, а детям особенно. Мышцы становятся выносливыми, а кости крепкими только под воздействием нагрузки.  Специальные методики и упражнения физического воспитания формируют жизненные установки здоровья, влияют на личные качества.

В данной статье узнаете, как развивать физический дух своих детей.

Понятие о физическом воспитании

Три развивающих компонента составляют гармоничную личность: духовный, культурный, физический. Развитие личности, взаимодействие в социуме, психологический комфорт и здоровое тело не должны существовать отдельно. В эпоху активного развития информационных технологий важно помнить о здоровье.

Физическое воспитание формирует привычки, способствует развитию настойчивости, воли к победе, умения соблюдать правила. Регулярные тренировки помогают улучшить работу сердца, укрепляют мышцы, повышают общую выносливость организма. Занятия спортом дают эмоциональную разрядку, помогают справляться со стрессом.

Физическое воспитание – это процесс улучшения состояния и возможностей организма, развитие двигательных навыков и умений, приобретение специальных знаний о физической культуре.

Занимаясь физкультурой, люди чувствуют потребность достичь определённой цели: развить качества за счёт тренировок, улучшить двигательные способности, укрепить здоровье. К задачам физического воспитания относится освоение человеком доступных форм физической культуры с превращением их в личные достижения:

  • здоровье организма;
  • ловкость, быстрота, выносливость;
  • крепкий скелет, развитая мышечная масса, правильная осанка;
  • смелость, решительность, дисциплинированность;
  • интерес к спорту.

Для достижения поставленных целей и задач физического воспитания задействуют инструменты: основные средства вспомогательные. Выбор определяет, с помощью чего получить желаемый результат.

Чтобы правильно организовать процесс физического воспитания, оптимально применить выбранные инструменты, подбирают методы воздействия. Конкретные варианты выполнения упражнений, техники, подходы к тренировкам с учётом возраста составляют специальную методику.

Основные средства физического воспитания

Исторически сложилось, что любая активность движений отрабатывалась упражнениями. Упражнения относятся к основной группе средств воспитания и физического развития. Классификаций упражнений много, они отличаются по структуре и содержанию. Выбор типа зависит от индивидуального развития человека. Выделяют группы: гимнастика, туризм, спорт.

  1. Гимнастика помогает гармонично развиваться телу человека, улучшает двигательные навыки для спорта и повседневной жизни. В гимнастике выделяются общеразвивающие (несложные движения для отдельных частей тела), прикладные (направленные на восстановление двигательной работы организма), спортивные (развивают навыки спортсменов) упражнения.
  2. Туризм начинают применять уже в младшем школьном возрасте. Он является частью основных средств. Походы, экскурсии, туристические слёты давно стали частью внеклассной работы. Выходные дни первых осенних месяцев во многих школах собирают одноклассников на природе, становятся праздником здоровья.
  3. Спорт является ещё одним важным инструментом воспитания. Некоторые из физических упражнений рассматриваются в качестве отдельных видов спорта: художественная гимнастика, плавание, атлетика. Инструмент поддерживает здоровье, развивает физические качества, даёт возможность достижения успехов в спортивных дисциплинах.

При выполнении любых физических упражнений контролируют нагрузку и самочувствие.

Специфические средства физического воспитания

Желание выполнять упражнения, совершенствовать результаты не возникает спонтанно. Необходим специально организованный процесс стимулирования подвижности с раннего возраста, основанный на повышенной двигательной активности детей.

Процесс выстраивают, применяя специфические средства с методами, которые задействованы только при физическом воспитании. В группу входят: регламентирование упражнений, метод игры, метод соревнований.

Регламентированные  упражнения

Регламентирование упражнений заключается в подчёркивании важности правильного выполнения заданных нормативов. Это значительно повышает общую выносливость. При точном дозировании нагрузки мышцы работают упорядоченно.

Избыточная нагрузка, особенно в начале тренировки, может замедлить прогресс. Техника выполнения имеет свои особенности.

  • Правила дыхания: вдыхать носом при максимальной нагрузке, выдыхать ртом при расслаблении. Детям часто напоминают о периодичности.
  • Правила сохранения осанки: прогиб позвоночника, расправленные плечи, прямое положение головы.
  • Правила неподвижности: круговые вращения плечевого пояса раскрывают грудную клетку. Таз, живот, ноги должны оставаться в статичном положении.
  • Правила длительности занятий: дети до 3 лет занимаются 10–15 минут, до 7 лет – около 30 минут, младшие школьники – не больше 40 минут, старшеклассники и взрослые – около 90 минут.

Убеждение необходимости строгого соблюдения количества упражнений является основой достижения стабильных результатов. Это помогает развивать дисциплину.

Дети на уроке физкультуры

Метод игры

Игровой метод знакомит с основами стратегии и тактики, умением принимать решения в нестандартных условиях. Игры развивают ловкость движений, поднимают настроение, проявляют качества личности.

Обязательное требование к участникам – соблюдение правил. Они регламентируют перемещение, расположение, обязанности, учёт результатов. По содержанию можно выделить спортивные и подвижные игры.

Городки, баскетбол, хоккей, настольный теннис, футбол – это спортивные игры. В них любят играть подростки, молодёжь, взрослые люди.

Подвижные игры без сюжета дают детям интересные игровые задания: перебежать, поймать, перенести, бросить. Такой вид больше подходит школьникам.

В сюжетной игре отображается эпизод жизни или сказки, воплощаются образы, вызывающие интерес у малышей. Часто они имеют словесное сопровождение, придающее выразительность.

Метод соревнований

В соревновательном методе обязательным условием является сравнение сил участников на пути к достижению цели. Этот метод создаёт особый эмоциональный настрой, который усиливает эффект от физических упражнений. Соперничество добавляет динамики и мотивации.

Применение этого метода решает задачи формирования: целеустремлённости, настойчивости.

Вспомогательные средства физического воспитания

К группе вспомогательных средств физического воспитания относят природные и гигиенические факторы. Солнце, колебания температуры воздуха, взаимодействие с водой, атмосферное давление влияют на работоспособность при занятиях физкультурой.

Свежий воздух

Одним из способов являются занятия на свежем воздухе в лесу или парке. Они повышают общую работоспособность, замедляют утомление.

В холодное время года на занятиях проводят динамичные упражнения, чтобы не допускать переохлаждения. Летом отрабатывают бег, прыжки, игры, обучают плаванию в водоёмах.

Закаливание

К вспомогательным средствам относится закаливание, которое представляет адаптацию организма к внешней среде. Закаливание повышает устойчивость перед заболеваниями и укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, способствует активной работе сердца, лёгких.

Закаливание водой включает в себя обтирание, обливание, купание. Обтирание начинают с воды комнатной температуры.

Обливание – с температуры 30–35 градусов. По мере привыкания к процедуре температуру воды снижают. После обливания тело растирают сухим полотенцем до покраснения кожи, появления ощущения тепла.

Воздушные ванны

Воздушные ванны (воздействие воздуха на организм) можно принимать в любое время года при проведении утренней гимнастики (летом на улице, зимой с открытой форточкой). Занятия физкультурой на улице используют для закаливания воздухом. Выбирают лёгкую одежду для тренировок, по возможности обнажают тело.

Солнечные ванны

Лучшее время для принятия солнечных ванн в средней полосе – с 9 до 12 часов утра. Люди, которые регулярно тренируются на свежем воздухе зимой и летом, получают достаточно солнечного света, укрепляя иммунную систему. Обычно солнечные ванны используют как дополнение к тренировкам.

Девочка в брызгах

Гигиенический фактор

К гигиеническим факторам относится:

  • личная и общественная гигиена: поддержание чистоты тела и окружающей среды;
  • соблюдение режима дня: физической активности, питания, сна;
  • гигиена мест проведения занятий: обеспечение чистоты, комфортных условий для тренировок.

Игнорирование гигиенических норм может заметно снизить пользу от физических упражнений.

Физическое воспитание – планомерный процесс, включающий общие, специфические, вспомогательные средства и различные методы. В нём направленно развивают физические качества, начиная с детства. Системный подход в работе представлен методикой физического воспитания.

Успешность применения методов оценивается желанием участников сохранять здоровье, развивать физические и моральные качества, способностью адаптации к природным изменениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 7
  1. Игорь

    Интересную тему автор поднял. Физической подготовкой нужно детей занимать с детства, полностью согласен с автором. :idea:

  2. Руслан Богомазов

    Статья заставила меня взглянуть на привычные вещи под новым углом.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: